Какие меры необходимо принять для совершенствования системы технического осмотра и насколько актуально разрабатывать и внедрять механизмы по ужесточению отраслевого регулирования – на эти и другие вопросы постарались ответить участники III Международной конференции «Системы технического осмотра транспортных средств и безопасность дорожного движения 2014».
Мероприятие международного масштаба прошло 19 декабря под руководством Российского Союза Автостраховщиков, при активном участии представителей исполнительной власти в регионах, операторов ТО, общественности, научных организаций и прочих субъектов, чья деятельность связана с отраслью.
По результатам Конференции, на прошедшем сразу после ее окончании Пленарном заседании, была составлена и принята резолюция. На Конференции были затронуты наболевшие вопросы сферы технического осмотра, интересные не только руководящим звеньям, но и рядовым участникам системы.
Об итогах «переходного и постпереходного» периодаТак называемый «переходный» период символически завершился в начале 2014-го года. К тому времени вся система технического осмотра должна была перейти из рук государственных органов в частную сферу, а именно все организации, которые были автоматически включены в реестр РСА, должны были пройти аккредитацию. Таких фирм, уполномоченных вести законную деятельность операторов ТО, в перечне РСА на начало года насчитывалось 2770, что оказалось крайне недостаточно для организации стабильной работы во всех регионах. |
В 2014 году на рынке появилось еще 1037 операторов, а 70 компаний напротив, решили выйти из игры. Итого: сегодня в реестр включены 3737 операторов техосмотра. |
Крым и Севастополь: решение задачи по внедрению в российскую систему ТО новых регионов
Воссоединение с Россией Крымского полуострова пополнило копилку стратегических задач, требующих оперативного решения, в т. ч., в рамках создания на территории Крыма и Севастополя качественной, оптимально интегрированной под российскую систему, сети операторов ТО. Работа проведена огромная, насколько успешными оказались мероприятия – судить рано, пока что итоги таковы:
| Переходный период для операторов с Крыма подходит к завершению, а с 1 января 2015-го аккредитация станет обязательной процедурой для всех без исключения кандидатов. |
О совершенствовании контроля над деятельностью операторов ТО
Большей частью участники Конференции обсуждали вопросы оптимизации контроля над недобросовестными участниками системы. В сферу полномочий РСА входит не только сама аккредитация операторов, но и контроль над деятельностью своих подопечных, в т. ч., рассмотрение жалоб, обращений со стороны граждан, серьезный подход к рассмотрению заявок, поступающих в Союз от компаний, намеренных пройти аккредитацию.
Немного статистики:
- 117 обращений поступило в РСА за весь период 2014-го года, среди них 63 от частных лиц, 54 от государственных инстанций – с содержанием просьб о проверке деятельности конкретного оператора;
- 361 проверка была инициирована по обращениям;
- 73 случая приостановки деятельности операторов (в отношении 25-ти компаний в последствии было принято решение о возобновлении деятельности);
- 6 аттестатов – аннулировано;
- 205 заявок на прохождение процедуры отклонены.
Необходимость ужесточения контрольных мер по отношению к безответственным участникам рынка прокомментировал И.В.Климаков, начальник управления по организации технического осмотра и аккредитации Российского Союза Автостраховщиков. Он акцентировал внимание на необходимости запретить подавать заявку на новую аккредитацию тем компаниям, у которых аттестат был изъят по причине злостного нарушения законодательных норм. А также отметил, что компании лишаются права продолжать деятельность не за мелкий просчет. Как правило, это серьезные нарушения, подрывающие безопасность на дорогах. Поэтому к таким операторам необходимо принимать жесткие меры, вплоть до решения о запрете на профессию.
Большие надежды возлагаются на усовершенствование законодательной базы
Проанализировав неудачи, которые сопутствовали проведению реформы, а также выявленные в постреформенном периоде, участники Конференции пришли к единому мнению – нужно многое менять, а начать необходимо с несовершенного Законодательства. Только так можно избавиться от того потока недобросовестных операторов, с которыми имеем дело сегодня. Законопроект, отражающий новые нормы проведения аккредитации и контроля над деятельностью операторов ТО, уже разработан Минэкономразвития. В работе по формированию новых стратегически важных условий деятельности принимали участие представители всех заинтересованных инстанций, начиная с органов федеральной власти, заканчивая рядовыми представителями системы. Осталось только дождаться, когда Правительство РФ вынесет его на обсуждение в Госдуму.
О важности ежегодных Конференций
По словам И. Климакова, ежегодные собрания представителей всех структур, заинтересованных в стабилизации системы ТО, куда также входят участники автострахового рынка, позволяют выявить и вынести на открытое обсуждение наболевшие проблемы. Только так можно обозначить самые актуальные задачи, а также найти эффективные способы их решения.
Краткое резюме о грядущих изменениях в сфере техосмотра в 2015 году:
- Введение новых правил доступа к ЕАИСТО - ГИБДД РФ вводит новые требования доступа к системе, которые потребуют от операторов новых трат, но, возможно, позволят поймать за руку недобросовестного оператора;
- Новые тарифы на техосмотр - государство передало право на формирование тарифов Федеральной службе по тарифам (ФСТ), представители которой продемонстрировали на конференции новую модель построения тарифов и готовность работы по их изменению;
- Ведение требований к материально-технической базе пункта техосмотра - напомним, что предыдущий документ утратил силу и в данный момент действующих требований к помещению нет;
- Изменения в законодательстве о техосмотре - закрепление обязательного прохождения технического осмотра, приведение к порядку требований по диагностическому оборудованию пунктов, изменения требований к техническим экспертам и т.д.
Мы и дальше будем информировать Вас о мероприятиях в рамках ТО, проводимых на федеральном уровне. В следующих материалах читайте подробности о прошедших на конференции круглых столах, о проблемах, стоявших на повестке дня, и резюме по принятым в ходе обсуждений решениям.
Читайте, а также смотрите видео с IV Конференции «Система технического осмотра транспортных средств и безопасность дорожного движения 2015»: о перспективах на 2016 год.