Вопреки заявлениям многих СМИ, техосмотр не отменяют, а делают добровольным.
Норма будет распространяться на легковые автомобили частных лиц, используемых исключительно в личных целях. Техосмотр остается обязательным для легковых автомобилей принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, самозанятым. Также, автомобиль принадлежащий частному лицу, но сдаваемый в аренду, тоже подлежит обязательному техническому осмотру.
Что даёт и чем грозит автовладельцам добровольный техосмотр легковых автомобилей:
На первый взгляд, депутаты предлагают проект для людей - экономия 30* минут времени и 720** рублей на прохождение техосмотра раз в год (или раз в 2 года, для автомобилей в возрасте до 10 лет). Но при более тщательном разборе ситуации с добровольным техосмотром, становится ясно, что обещанная экономия не стоит тех проблем и рисков, которые получит автовладелец в случае отсутствия диагностической карты при ДТП.
По действующему законодательству, диагностическая карта защищает автовладельца от регрессного требования со стороны страховой компании. Пункт и), статьи 14, Федерального Закона N 40-ФЗ Об ОСАГО, гласит:
"Страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, если: ...на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты;"
Проще говоря, чтобы страховая компания применила регрессное требование, нужно чтобы совпали сразу два фактора: 1) автомобиль был неисправен, 2) отсутствует действующая диагностическая карта.
Что будет после перехода на добровольный техосмотр?
Представим ситуацию: в ДТП попадают два автомобиля. У виновника ДТП есть ОСАГО, но диагностической карты нет, т.е. выполнено одно из условий предъявления регресса. У страховщика возникает вопрос - автомобиль был исправен или нет? Чтобы это установить, придется провести автотехническую экспертизу автомобиля. Решение эксперта является триггером, который может запустить процедуру регресса. Если автомобиль признают исправным, автовладелец потеряет только время и нервы. Но, если экспертиза признает авто неисправным, то кроме времени и нервов, автовладелец потеряет деньги уплаченные за полис ОСАГО, а также издержки страховой компании по страховому случаю, включая стоимость экспертизы и судебные издержки.
Штрафы за отсутствие действующей диагностической карты
С 1 марта 2022 года вступает в силу Статья 12.5. КОАП РФ Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена.
Эта статья предусматривает штраф за управление неисправным транспортным средством, либо транспортным средством без диагностической карты - 2000 рублей, применяется не чаще, чем раз в 24 часа, с момента первого нарушения.
Вывод:
На одной чаше весов, экономя 30* минут времени и 720** рублей раз в 2 года на техосмотр. На другой, в случае ДТП, автовладелец потратит неопределенное время на экспертизу, которая не гарантирует подтверждения исправности его автомобиля. В свою очередь,это повлечет за собой регресс со стороны страховой и штраф за управление неисправным автомобилем.
* - 30 минут - утвержденное регламентом время на проведение техосмотра легкового автомобиля;
** - 720 рублей - утвержденная предельная стоимость техосмотра легкового автомобиля в Москве, на момент написания статьи.