Двухлетний переходный период в отношении коммерциализации процедуры технического осмотра завершен. Отныне пройти диагностику можно только в частных компаниях, аккредитованных РСА. Документ, дающий право вести подобную деятельность – аттестат аккредитации оператора технического осмотра. Аттестат содержит сведения о категориях транспортных средств, в отношении которых компания имеет право осуществлять технический осмотр.
Рокировки, проводимые по инициативе законодательных органов в сфере автомобильного страхования и технического осмотра, стали привычным делом для многомиллионной армии российских автовладельцев. Сначала нам долго пытались внушить, что представленная модель страхования автогражданской ответственности непременно сработает, как задумано, и мы будем выглядеть не хуже Запада. Каково же было разочарование автомобилистов, которые были ввергнуты в необходимость искать справедливости в суде ввиду некомпетентности некоторых участников рынка. Другая часть водителей, придя по воле страхового случая в свою страховую компанию, и вовсе осталась у закрытых дверей по причине ее ликвидации.
Дальше нас лишили привычного талончика ТО и перевели на диагностическую карту. Снова народ в недоумении – куда идти, где получать и в какую сумму выльется правительственный ноу-хау. Теперь вот переходный период со всеми вытекающими: чего ожидать от частников, покажет время. Пока главными вопросами на повестке дня обычного российского автовладельца являются где пройти процедуру, и какие трудности нас могут ожидать?
Где пройти техосмотр?
Начнем с главного – переходный период касался непосредственно операторов ТО, законодательная база, курирующая плоскость прав и обязанностей автовладельцев, в общем-то осталась прежней. Главным законодательным актом для нас на протяжении двух с лишним лет является «Федеральный Закон о техническом осмотре транспортных средств…», изданный в 2011 году и поправки, внесенные в 2012 – 2013 г. г.
В силу вступивших изменений, водитель со своим автомобилем отныне не привязан к конкретной территории в отношении прохождения процедуры ТО, и может пройти диагностику в любом аккредитованном пункте на просторах России. В свете новых изменений, которые принес с собой переходный период, у некоторых возникают сложности с выбором оператора, ведь те пункты, которые были в ведении МВД, отныне не действуют.
Информация об операторах, аккредитованных в РСА и имеющих право проводить данную деятельность, публикуется на официальном сайте регулятора в разделе Техосмотр/Реестр.
Кто будет контролировать деятельность аккредитованных операторов?
Иерархия контролирующих органов в отношении деятельности пунктов ТО на территории России выглядит так:
Органы местной власти ►РСА► Центробанк.
Если говорить более конкретно, то в ведении местных властей находится задача по определению органа, который будет регулировать ситуацию с техосмотром на своей «вотчине». Ему же принадлежит инициатива по определению стоимости процедуры и решение иных вопросов. С момента законодательной передачи механизмов регулировки к местным властям минуло 2 года, однако сегодня не все регионы обозначили свое законопослушание. Таким образом, органов, регулирующих деятельность пунктов ТО, по прежнему нет в Ростовской области, в Северо-Кавказских республиках – Чечне, Ингушетии и Дагестане. По данным областям решено провести проверку, поскольку именно на местные власти по окончании переходного периода легла ответственность за рациональное и повсеместное распределение коммерческих пунктов ТО на их территории, иначе могут возникнуть трудности, но об этом чуть позже.
Российский Союз Автостраховщиков, непосредственный контролирующий орган над пунктами ТО по России, выступает с призывом к автовладельцам обращаться по всем вопросам и нарушениям, обнаруженным в ходе проведения диагностики. В этом отношении у активности граждан наблюдается положительная динамика. По сравнению с давно минувшими временами, когда действия операторов не подчинялись Закону о техосмотре ввиду его отсутствия, и действовали они в большей мере хаотично, число жалоб, поступивших в РСА, сократилось.
Статистика показывает, что за двухлетний период действия Закона в Союз было направлено около 350 жалоб, по которым инициировано 88 проверок. Для 25 операторов они закончились приостановкой аккредитации.
Центробанк отныне – та рука-владыка, которая командует предыдущими участниками рынка. На сегодняшний день главный финансист страны, правда, не определился, какому подразделению поручить кураторство над деятельностью РСА, и какие законодательные рычаги при этом использовать. Здесь наблюдается расхождение в направлениях деятельности, ведь техосмотр по определению не финансовая организация и здесь речь не идет о больших денежных потоках, да и РСА не имеет никакого отношения к коммерции. На сегодняшний день Центробанк использует лишь один механизм регулировки пунктов ТО, который заключается в приостановлении аккредитации, которая может быть возвращена по факту устранения нарушений.
Кто знает, когда Центробанк всерьез займется данным вопросом. Видимо, банкирам сейчас не до автомобилистов, самим бы разобраться в своей епархии, которую трясет в приходом Набиуллиной. Такие жесткие радикальные меры, которые сейчас всколыхнули всю банковскую систему РФ, наводят на мысли, что и до нас доберутся. То ли еще будет.
Несколько слов о предстоящих трудностях техосмотра, и насколько они реальны
О предстоящих трудностях начали говорить еще в середине декабря 2013 года, на Второй ежегодной конференции по техническому осмотру транспортных средств. На тот момент процедуру аккредитации прошли 2378 операторов, около 1244 организаций так и не представили в РСА соответствующее заявление и пакет документов. Это заставило задуматься руководителей профильных Министерств о том, насколько полно будет укомплектован сервисный рынок ТО и будет ли после 01.01.2014 г. количество аккредитованных операторов достаточным, чтобы сделать беспрепятственной прохождение процедуры во всех регионах РФ. Эта проблема не касается Москвы и Санкт-Петербурга, где пройти диагностику – не проблема. Дело в том, что в некоторых областях их по прежнему критически не хватает. В число проблемных зон в частности вошли области:
- Кемеровская;
- Калужская;
- Ростовская;
- Сахалинская;
- Тульская,
– и все вышеназванные Северо-Кавказские республики – Дагестан, Чечня и Ингушетия.
Сложившаяся ситуация очень похожа на кризис, случившийся в системе 2 года назад, когда трудности, навалившиеся на операторов ТО в связи с новыми правилами аккредитации, отразились на получении водителями диагностических карт, без которых они лишались права на вождение транспортным средством. Однако руководители РСА поспешили успокоить заинтересованных участников конференции и заявили, что по итогам переходного периода в субъектах пройдет масштабная проверка, и те операторы, которые так и не подали заявлений в РСА по вопросу аккредитации, будут вынуждены выполнить эту процедуру, либо прекратить деятельность в сфере технического осмотра.
Также читайте: Как открыть пункт техосмотра
P. S.: многие автовладельцы в свете существующих и грядущих изменений в Законодательстве в очередной раз схватились за головы, что делать, имеется ли какой-либо выход, чтобы обойти стороной необходимость прохождения ТО? Выход есть, нужно просто покупать новый автомобиль с периодичностью каждые 3 года, быть внимательным на дороге и не нарушать правила, но это уже другая история.