Законодательная сфера, регулирующая деятельность операторов техосмотра, снова подвергнется тщательному анализу и изменениям. Недовольными выступают страховщики: это с их подачи правительство собирается внести в Закон о техосмотре целый пакет поправок.
О намерении изменить законодательную базу было впервые заявлено на очередном заседании участников рынка страхования и техосмотра, на котором присутствовали представители высшей власти и Центробанка РФ. Как стало ясно к исходу встречи, поправок придется ожидать совсем не долго: до окончания текущего года они уже успеют вступить в силу.
(О вступивших в силу с 15.11.2014 г штрафах оператора техосмотра читайте здесь: ссылка)
Каковы причины недовольства сложившейся ситуацией в сфере аккредитации операторов техосмотра
Что конкретно не устраивает в сегодняшней системе ТО и какая сторона особенно заинтересована в введении новых законодательных норм? От автовладельцев пока нет серьезных нареканий в отношении организации оказания услуг, особенно, если принять во внимание легкость приобретения диагностической карты и возможность разрешения конфликтных ситуаций между автовладельцем и оператором с помощью небольшой «финансовой компенсации». Однако, как показали высказывания, прозвучавшие на заседании, именно такое положение дел не устраивает правительственных чиновников и добросовестных операторов ТО.
Картина – яснее не придумаешь: правительство заинтересовано в установлении самых эффективных механизмов регулирования проведения процедуры ТО по одной причине – чтобы не допустить появления на автомобильных дорогах неисправных машин. В сложившейся ситуации этого добиться практически невозможно. Как могут быть довольными операторы техосмотра, действующие на законных основаниях, когда многие автовладельцы предпочитают пройти диагностику у нелегала, заплатив при этом взятку, а их комплексы, оборудованные дорогостоящей аппаратурой, попросту простаивают. Деньги – на ветер. Вполне объяснимыми выглядят опасения страховых компаний, которые вынуждены выплачивать компенсации в результате аварий, случившихся ввиду автомобильных неисправностей. По этой причине РСА инициировал внесение поправок в законодательство.
В следствие изменения некоторых нормативных актов «пострадают» автовладельцы, привыкшие покупать диагностическую карту, и не подвергать транспортное средство процедуре техосмотра. При обнаружении подобного факта ТО им обойдется слишком дорого. Целью поправок является исключение возможности нелегальной выдачи документа. О том, какие именно поправки рекомендовано внести в Закон, было четко обозначено в интервью с Президентом РСА Павлом Борисовичем Буниным.
1. Необходимо исключить возможность выдачи диагностической карты, если в машине найдены неисправности.
2. Прописать в законодательном порядке нормы, регулирующие оснащение производственно-технической базы аккредитованных операторов.
В настоящее время, определены приказами Минпромторга требования к диагностическому и вспомогательному оборудованию, а также требования к техническим экспертам – людям, которые выносят заключения о возможности/невозможности эксплуатации транспортных средств, принадлежащих автовладельцам. Однако требований к помещениям, в которых должно располагаться диагностическое оборудование, не существует.
Как показали проверки, на некоторых станциях ТО оборудование, предназначенное для проведения диагностических процедур, содержится в нераспакованном виде. Дело в том, что для получения аттестата аккредитации, позволяющего проводить технический осмотр, существующий Закон требует лишь наличия определенного перечня приборов, технических средств, но в нём (в Законе и Правилах аккредитации), нет ни слова о том, что оно должно быть смонтировано на пункте ТО и функционировать по назначению. Зачем операторам заморачиваться и тратить время, ресурсы на осмотр автомобиля, если торговать картами можно и без проведения диагностики.
3. Административная ответственность в отношении операторов ТО, которые продают диагностическую карту, не проводя осмотра ТС в установленном порядке или за факт поверхностной проверки автомобиля.
4. Привлекать к ответственности юридические лица, которые вносят данные в базу ЕАИСТО, не соответствующие действительности.
Вышеуказанные поправки будут рассмотрены на ближайшей сессии Госдумы. Еще сегодня автомобиль, в котором имеются неисправности, в ряде случаев допускается к эксплуатации при условии, что обнаруженные недостатки будут внесены в диагностическую карту. В случае принятия поправок такой возможности у автовладельцев уже не будет: сначала ремонт – потом документ.
В начале 2012 в России на законных основаниях действовало чуть более 2 тыс. пунктов ТО. По сведениям, предоставленным РСА, в настоящее время их количество увеличилось до 3200, около 1000 операторов не успели пройти аккредитацию в установленный срок. Каждые сутки регулятор анализирует около 40 поданных заявлений, одобрение получают не более 5 кандидатов. Причиной возврата документов чаще всего выступает некорректное оформление, другая часть получает отказ после выездной проверки пункта ТО.
Еще один вопрос, который будет затронут в поправках – ценовая политика. Действительно, автовладельцы одинаковых ТС, проживающие в разных регионах, поставлены в неравные условия из-за невероятно большой разницы в тарифах на ТО
Все участники рынка высказывают огромное желание, обзавестись, наконец, своим собственным руководством в лице Министерства, ответственного только за данную сферу деятельности: сегодня в России делами страховщиков и операторов ТО занимаются около 8 ведомств. Возможно, это одна из причин существующих недоработок.
17 сентября 2014 года Госдума приняла несколько поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Эти поправки коснулись в том числе и ужесточения в процедуре техосмотра:
- штраф в размере 300000 рублей для операторов техосмотра, за выдачу фиктивной диагностической карты;
- штраф в размере 300000 рублей за передачу в ЕАИСТО данных о проверке авто, которая фактически не была проведена.