Кризис, в котором сегодня пребывает рынок ОСАГО, нельзя назвать неожиданным и даже периодическим. Тут приходится говорить о системности, которая сделала убыточными 31 регион страны. Проблемы с заключением договоров выражены не так остро только в обеих столицах, Московской и Ленинградской областях, в Крыму и Севастополе. Автовладельцы других регионов наперегонки строчат жалобы на страховые компании и все равно продолжают сидеть без договоров ОСАГО.
Атмосферу, установившуюся на пятничной конференции, сложно было назвать дружелюбной и спокойной, и само мероприятие в корне отличалось от всех предыдущих. Участники, собравшиеся для обсуждения проблем на рынке ОСАГО, старались говорить о чем угодно, только не о нем. Тема больная, требует незамедлительных решений, и, скорее всего, привычными штампами здесь не обойтись. Нужны кардинальные, но уникальные меры, иначе – тупик. Еще более пугающей выглядит не сама дискуссия вокруг больной автогражданки. Под прицелом сегодня находится вся страховая сфера государства, компании, которые работают в данном сегменте по иным направлениям.
Чего ждать в ближайшем будущем
Поправки, которые касаются важных нормативов действующего Закона, скорее всего будут приняты в Госдуме во втором чтении уже 17 июня. Уже сейчас можно говорить о том, что Центробанк в качестве главного регулятора метит существенно расширить свои полномочия, и не только об этом.
О повышении тарифов
Сроки повышения лимитов и, соответственно, увеличении тарифов, уже не раз обсуждались депутатами и сотрудниками ЦБ. Ранее речь шла о поэтапном поднятии планки сначала страховых сумм по «железу» со 120 до 400 тыс. рублей, и только спустя год «по жизни и здоровью» со 160 до 500 тыс. рублей. Также говорилось о постепенном повышении тарифов на ОСАГО.
Если поправки будут приняты без изменений, то уже в октябре 2014 г. ожидается увеличение всех лимитных ставок, только до 31 декабря их предполагается заморозить.
Центробанк расширит свои полномочия
Принятие поправок расширит полномочия Банка России в вопросе отзыва лицензий у страховых компаний. Ограничивать лицензии будут при условии, если в органы надзора поступят 2 и более сигнала об отказе в продаже полиса «автогражданки», а также о навязывании сотрудниками СК разного рода дополнительных услуг. Причем для принятия кардинальных мер не требуется предварительной выдачи предписания. Ограничение лицензии будет действовать в течение 2-х месяцев. Если за это время компания не будет уличена в повторном нарушении, ограничение снимут, иначе страховщику грозит ее отзыв.
О других пунктах поправок
Уже сейчас ясно, что все важные изменения никак не улучшат, а напротив, усложнят жизнь страховщиков. Перейдем к конкретике, ожидаются следующие коррективы в Законе:
- Предельно допустимый уровень износа деталей будет снижен с 80 до 60%;
- Период выплаты компенсации также сократят с 30 до 20 дней, не включая праздничные дни;
- Изменятся параметры неустоек за просрочку компенсационных выплат: за каждый день просрочки к страховой сумме планируется начислять 0,05%. Если страховой случай возник по риску частичной или полной утраты транспортного средства, размер неустойки будет вычисляться из расчета 200 рублей в день, по риску «вред жизни и здоровью» - 250 рублей;
- На 1 января 2015 года НССО (национальному союзу страховщиков ответственности) поручено запустить базу данных по ДСАГО и КАСКО;
- С 1 июля 2015 года купить полис ОСАГО у страховщика можно будет в электронном виде;
- К 1 сентября 2014 года Центробанк должен утвердить стандарты в отношении Автокаско, которые позволят интегрировать в КАСКО нормы Европротокола;
- 1 января начнет действовать новый тарифный коридор ОСАГО: Банком России к этому времени будут утверждены минимум/максимум по ставкам (в рублях) и коэффициенты.
В состав президиума планируется ввести представителей общественных объединений России, только в поправках пока не говорится об их конкретном количестве.