5 февраля 2019 года в РСА прошел семинар-совещание в расширенном составе. В нем приняли участие представители ГУ ОБДД МВД России, Российского союза автостраховщиков, председатели некоммерческих партнерств операторов ТО и операторы технического осмотра различных регионов РФ. На совещании были рассмотрены основные злободневные вопросы в сфере технического осмотра, планы по изменению законодательства в сфере ТО, повышение ответственности участников системы технического осмотра и контролю за их деятельностью, а также ужесточение требований безопасности при доступе к системе ЕАИСТО.
При заключении договора обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) необходима диагностическая карта (ДК), подтверждающая допуск автомобиля к эксплуатации. Диагностическая карта является документом и выдается автовладельцу оператором технического осмотра (ОТО), по результатам проведения технического диагностирования. Сведения о проведенной диагностике вносятся оператором ТО в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО).
Существуют недобросовестные операторы техосмотра, вносящие сведения в ЕАИСТО без проведения осмотра автомобиля. Эти действия подпадают под действие статьи КоАП 14.4.1. Также, учетные данные технического эксперта могут быть подобраны или похищены у вполне добропорядочного оператора ТО. И в том, и в другом случае мошенники получают возможность внесения в систему ЕАИСТО сведений без фактического прохождения технического диагностирования автомобиля. На основании этих сведений распечатывается диагностическая карта и данные этой ДК используются для оформления полиса ОСАГО на авто.
«Покупка документа, составленного по форме диагностической карты, у оператора технического осмотра без фактического прохождения технического диагностирования может быть расценена как коммерческий подкуп, ст.204 УК РФ»
О безопасном доступе к ЕАИСТО:
По заявлению начальника ГУ ОБДД МВД РФ Михаила Юрьевича Черникова, чтобы искоренить кражу, покупку и продажу логинов и паролей для доступа в ЕАИСТО, в течение полугода система будет доработана для подключения операторов техосмотра в соответствии с техническими требованиями, исключающими доступ посторонних лиц.
Напомним, с 2013 года, доступ к ЕАИСТО осуществляется по временному регламенту, предусматривающему аутентификацию пользователя с использованием логина и пароля. При доступе к системе отсутствуют различные варианты защищенного доступа – двухфакторная аутентификация, доступ по защищенным каналам связи, электронно-цифровая подпись. Часть этого функционала, была заложена при разработке Технических требований, обеспечивающих подключение информационных систем операторов технического осмотра к единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств, разработанных еще в 2012 году, но до сих пор не введены в действие. Отдельно стоит отметить функцию двухфакторной аутентификации, которая была интегрирована в систему в 2017 году, для подтверждения смены пароля технического эксперта. Что помешало доработать систему и распространить действие этой функции на само подключение к ЕАИСТО, остается загадкой.
О контроле за деятельностью ОТО со стороны ГИБДД:
В подготовленном и поданном в Государственную думу проекте изменений к Закону о техосмотре транспортных средств, предусматривается расширение полномочий ГИБДД, а именно, установление контроля за проведением диагностики автобусов категорий M2 и M3. Надеемся, что это позволит снизить число ДТП с участием данных типов транспортных средств, задействованных в перевозке пассажиров. В этом случае, будет логичным распространение этой практики и на другие категории ТС.