Государственному Парламенту вновь придется обсуждать вопрос о возможности передачи полномочий по контролю над техническим осмотром специальным организациям. Талон, возможно, вновь станет обязательным документом, который наравне с водительским удостоверением и страховкой каждый водитель непременно будет возить с собой и предъявлять по первому требованию, иначе последуют штрафные санкции.
Проект, составленный областными думами Мурманска и Калининграда, содержит пояснительную записку, в которого говорится о безответственности со стороны РСА и страховщиков, в ведение которых еще в 2012 году был отдан контроль над техосмотром. Халатность руководящих органов ведет к стабильному росту аварийности, вызванной технической неисправностью транспортных средств. Де-факто настоящую техническую диагностику по всем существующим канонам проходит лишь 20% водителей. Поголовное большинство диагностических карт выдается вместе со страховым полисом автогражданки за определенную плату.
Депутаты предлагают передать бразды правления от РСА другому учреждению – Российскому союзу операторов, призванному осуществлять жесткий контроль и диагностику технического состояния ТС. Еще одно предложение – внести изменения в административный Кодекс, в частности, депутаты думают штрафовать водителей за езду без ТО: те, кто попадется в первый раз, должны будут выложить 500 – 800 руб. в госказну, повторное правонарушение предусматривает штраф минимум 5 тыс. руб., в качестве максимального наказания предлагается лишать права на вождение ТС на 3 месяца.
Дайджест мнений
По словам Сергея Зайцева, генерального директора союза «Техэксперт», который является одним из инициаторов нововведений в законопроект, сегодня мы имеем совершенно алогичную ситуацию, когда одно самостоятельное направление профессиональной деятельности находится под контролем другого. Это привело к росту коммерческого интереса только у одной стороны – страховщиков: их доходы растут, перспектив для увеличения уровня качества технического осмотра нет. Только новый руководитель в лице вновь созданного союза способен перенаправить ситуацию в положительную плоскость. К нему перейдет ответственность за проведение техосмотра в России, под его началом будут работать технические эксперты и СТО.
С. Зайцев, описывая сущность сегодняшнего техосмотра, указал, что на российском рынке успешно и беспрепятственно работает более тысячи фиктивных операторов, прикрывшись наличием законной аккредитации. Последние, получив доступ к базам по техническом осмотру ГИБДД, часто делятся ключами от системы со страховщиками. Те в свою очередь не стесняются продавать диагностические карты по завышенной стоимости, выставляя цену, на много превышающую тарифы станций ТО.
С тех самых пор, как ТО стал непременным условием покупки ОСАГО, диагностическая карта утратила свою важность, превратившись в платное приложение к полису автогражданки, а СТО, которые продолжали вести честную игру, оказались не удел, о чем говорит статистика: за 2 года система потеряла около 25 тыс. квалифицированных сотрудников.
Как следует из законопроекта, контролировать работу СТО будет государство, скорее всего Ространснадзор как структурное подразделение Минтранса. Это же учреждение совместно с ГИБДД будет следить за техническим состоянием транспортных средств и наличием у водителей пройденного техосмотра.
Получить какие-либо комментарии от представителей вице-премьеров И. Шувалова, курирующего финансовый сектор, и вице-премьера А. Дворковича, ответственного за транспортную отрасль, не удалось. Прозвучал лишь совет обратиться в Минтранс. В интервью с представителем Минтранса также не было высказано отношение ведомственного учреждения к новому законопроекту. Сотрудник Министерства лишь отметил, что они стараются проявлять всяческий интерес к состоянию автомобильного транспорта.
Представитель Ространснадзора отметил, любые действия должны происходить в рамках существующего законодательства. Когда закон будет принят, тогда можно говорить о каких-либо конкретных шагах.
Пессимистичным можно назвать отношение к законопроекту со стороны депутатов думского комитета по транспорту, которые, кстати, совсем отказались принимать участие в его обсуждении. Один из членов комитета, отметив, что нарекания к деятельности РСА все же имеются, выразил сомнения на счет компетентности Ростехнадзора или любого другого структурного подразделения в вопросах технического состояния транспортных средств.
Документа на отзыв законопроекта в правительство пока не поступало, но один из сотрудников правительственного аппарата более чем уверен, что поддержки у власти он не найдет. По его словам, в правительственных кругах считают реформу удавшейся, что-то менять на данном этапе бессмысленно.
Что думает руководитель РСА
Мнение П. Бунина, президента РСА, основано на бессмысленности предложений, которые касаются передачи контроля над техническим осмотром, а также аккредитации операторов ТО, в ведение другого органа. В России пока не существует организации, которая способна эффективно реализовывать существующие законодательные требования к проведению и контролю над ТО.
Российский союз автостраховщиков – единственная структура, обладающая соответствующим опытом, где уже имеются позитивные наработки, достойные дальнейшего совершенствования, что в общем-то и приведет к улучшению ситуации в целом. Передачу функций от РСА другой организации П. Бунин считает иррациональным решением. Он также не согласен с мнением об отсутствии со стороны РСА контроля над деятельностью СТО. Представители РСА регулярно выезжают с проверками по первому сигналу о нарушении. Только в 2013 г. по результатам 15-ти проверок 10 компаний лишились права ведения деятельности в рамках технической диагностики. На вопрос о причинах роста аварийности ввиду плохого состояния российского автопарка от руководителя ответа не прозвучало.
Комментарий И. Моржаретто, заместителя главного редактора известного издания «За рулем»
В интервью, данном корреспонденту радио «Вести ФМ», И. Моржаретто отметил, что претензии к уровню проведения технического осмотра, действительно существуют. Нарекания имеются не столько к самой процедуре, сколько к ситуации, дающей нерадивым водителям и страховщикам новые лазейки, позволяющие игнорировать закон. Большая часть водителей попросту не проходит ТО, покупая диагностическую карту вместе с полисом ОСАГО. Желание навести порядок есть, но по мнению заместителя главного редактора, это пустая суета, не более. Рациональнее было бы совершенствовать то, что уже имеем, чем в очередной раз принимать кардинальные перестроечные методы. В общем, желание хорошее, но механизм выбран не тот.
Главная проблема – в незаконных действиях страховщиков, особенно тех, которые работают в регионах. Компании предпочитают просто продать полис и диагностическую карту, и не утруждают себя проверками, прошел водитель ю в положительную плоскость. К нему перейдет ответственность за проведение технический осмотр или нет, тем более что сделать это сложно. Проблема не в тех, кто издал закон, и даже не в самих автовладельцах. Обычная ситуация, когда закон есть, но он не работает.
По словам И. Моржаретто, новый законопроект просто заставит нас возить вместе с полисом и удостоверением еще один документ, что в этом хорошего. Получается, мы возвращаемся к тем же бумажкам, от которых сами же стремимся избавиться.
Также читайте: Как открыть пункт техосмотра